Аутизм, а точнее – расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.
Диагностика
Диагностика аутизма – сложный и важный процесс, требующий наблюдения и анализа различных аспектов поведения и развития ребенка. Врачи проводят разнообразные тесты, включая опросы родителей, наблюдение за ребенком и оценку его коммуникативных навыков.
Диагноз выставляется на основании длительного наблюдения за ребенком с признаками аутизма, при этом оценивается степень выраженности классической триады заболевания:
– дефицита социального взаимодействия;
– отсутствие или недостатка коммуникативных навыков;
– стереотипного поведения (навязчивые движения, привычки и т.д.).
Для определения степени выраженности симптоматики родителям предлагают заполнить специальные опросники. Они помогают специалистам оценить поведение ребенка, выявить конкретные симптомы, характерные для той или иной группы заболевания, проанализировать имеющиеся показатели. В дальнейшем проводится комплекс инструментального обследования, в который входят:
– электроэнцефалография;
– ультразвуковое исследование головного мозга (возможно только при наличии незакрытого большого родничка);
– магнитно-резонансная томография мозга.
В обязательном порядке проводится консультация сурдолога, офтальмолога, ЛОР-врача, а также логопеда и невролога.
Чтобы помочь ребёнку с РАС адаптироваться к жизни в обществе, необходимо преодолеть ключевые дефициты ― развивать социальные навыки, гибкость, учиться регулировать эмоции и обслуживать себя самостоятельно.Коррекцией аутизма занимаются специалисты разных профилей , педагоги , психологи , дефектологи , логопеды , чья помощь направлена на улучшение качества жизни .
Логопедическая коррекция – учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений аутизма ,данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Специалист развивает способности контакта с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия.Работа ориентирована на формирование понимания речи,словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.
Запись на прием к следующим специалистам: невролог, логопед-дефектолог, нейропсихолог, нейролингвист, детский психолог, нейроабилитолог.