Прошло то время, когда Ваш малыш беззаботно гулил и агукал, потом произносил свои первые звуки и слова. Он подрос и к 3-4 годам Вы стали замечать нарушения в его речи. Это могут быть неправильное звукопроизношение, «каша» во рту, заикание, замедленное развитие речи.
Чтобы развеять свои сомнения, Вы идёте на консультацию логопеда. Продиагностировав речевое развитие малыша, он выявляет определённые дефекты речи. Причины нарушения речи у ребёнка могут быть различными. Специалист рекомендует коррекционные занятия совместить с необходимым в этом случае логопедическим массажем.
Вы никогда не слышали о нём? Или слышали это словосочетание, но не знаете, что оно означает?
Давайте ознакомимся.
Логопедический массаж – это процедура, в ходе которой производятся механические воздействия на артикуляционный аппарат ребёнка: щёки, губы, язык, мягкое нёбо, а также лицо, голову, шею. Он действует на состояние мышц, нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж входит в комплексную программу коррекции речевых нарушений. Он оказывает неоценимую помощь в поддержке тонуса мышц артикуляционного аппарата, нормализации звукопроизношения, а в итоге в формировании правильной речи.
Показания для детского логопедического массажа
Перед началом массажа логопед проводит обследование мышц артикуляционного аппарата, оценивая их работу. Логомассаж должен выполняться профессионально и безболезненно.
Показаниями являются:
– дизартрия (в том числе и скрытые формы);
– ринолалия;
– алалия;
– дислалия;
– голосовые нарушения;
– заикание;
– логоневрозы;
– задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР);
– задержка психического развития (ЗПР);
– нарушения тонуса артикуляционных мышц;
– неконтролируемое слюноотделение.
Иногда массаж назначается в качестве дополнительного метода для ускорения развития речевых навыков.
Цели логопедического массажа
Назначение массажа детям имеет свои задачи и цели:
– помощь в правильной постановке звуков;
– стимуляция процесса формирования речи;
– улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
– косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
– нормализация затруднённого дыхания;
– формирование правильного диафрагмального дыхания;
– повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
– нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
– коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
– укрепление глоточного рефлекса;
– стимуляция кинестетических ощущений;
– понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
– повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
– снижение слюноотделения;
– уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.
О пользе логопедического массажа
Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.
Противопоказания
Чтобы не навредить здоровью ребёнка, от сеансов логопедического массажа необходимо отказаться, если имеется хотя бы один из перечисленных признаков:
– инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
– герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
– повышенная температура;
– воспалительные заболевания глаз (конъюктивит и др.);
– болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
– увеличенные лимфоузлы;
– тромбоз сосудов;
– болезни крови и капилляров;
– повышенное внутричерепное давление;
– гематомы на массируемом участке;
– аллергия с проявлениями в виде крапивницы, отёк Квинке в анамнезе;
– инфицированные раны;
– онкологические заболевания;
– фурункулёз;
– эпилепсия;
– гиперчувствительность;
– ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).
Очень аккуратно надо начинать процедуру массажа у деток с эпилептическим синдромом. При малейшем подозрении на непереносимость (тремор, посинение носогубного треугольника) сеанс необходимо прервать.
При стойком нежелании ребёнка проводить логомассаж, когда он напуган, кричит, плачет, не даёт к себе прикоснуться, следует отложить процедуру до улучшения его психоэмоционального состояния.
Виды логопедического массажа
Существует несколько видов логопедического массажа:
– классический (традиционный). В зависимости от того, какой необходимо получить эффект (расслабляющий или укрепляющий мышечный тонус), используют различные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. При этом можно помогать шпателями, зубной щёткой и т.д.;
– точечный. Он осуществляется путём нажатия на определённые биологически активные точки на голове ребёнка. В результате добиваются расслабляющего либо стимулирующего влияния;
– зондовый. Автором данной методики является Е.В. Новикова. Процедура проводится с помощью разработанных ей специальных зондов. Действие массажа направлено на необходимые участки речевого аппарата. Эффективное применение находит в работе над правильным звукопроизношением;
– аппаратный. Выполняется при помощи специальных приборов: вакуумных, вибрационных и др.;
– самомассаж. Его ребёнок делает сам, совершая движения руками, и массажируя язык зубами.
Ещё встречаются логопедические массажи по методикам Е. Архиповой и Е.А. Дьяковой.
Чтобы применять массажные процедуры в домашних условиях, предварительно нужно проконсультироваться с логопедом (специально обученным массажистом) и освоить под его руководством некоторые приёмы.
Рекомендации для проведения логопедического массажа
Логопедический массаж необходимо выполнять в тёплом, проветренном помещении. Чтобы создать комфортную, располагающую к доверию атмосферу, можно общаться с малышом, рассказывать стихи, сказки, включить успокаивающую музыку.
Ребёнок в этот момент полусидит или лежит в расслабленном состоянии.
Необходимое количество сеансов подбирает логопед во время диагностики. Обычно курс массажа состоит из 10-20 процедур, проходящих ежедневно или через день.
Первые сеансы занимают по времени 5-6 минут, постепенно увеличиваясь с каждым разом до 15-20 минут.
В зависимости от речевого нарушения курс можно продолжить через 1-2 месяца.
Регулярное выполнение логопедического массажа, дополненное артикуляционной гимнастикой, повысит эффективность корректировки нарушений речи.