Логопедическая ритмика как важная составляющая в работе над речевыми дефектами
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, около четверти новорожденных рождаются здоровые, другие имеют различные отклонения или выраженную патологию. Появляется все больше детей с речевыми нарушениями, что в разной степени отражается на формировании личности детей, тормозит их умственное и психическое развитие.
Наряду с традиционными методами коррекции речевых нарушений, одним из эффективных и качественных методов является логоритмика – средство активного воздействия на речь путем сочетания музыки, движения и слова.
Весь окружающий мир живет по законам ритма. Смена дня и ночи, времена года, ритм сердца, биоритмы, приливы и отливы, весенняя капель и многие другие явления подчинены собственному ритму.
Любые ритмичные движения стимулируют деятельность головного мозга. Поэтому чувство ритма надо развивать с самого раннего детства.
Логоритмическое занятие обычно содержит следующие разделы:
– Логопедическая гимнастика с использованием голоса укрепляет мышцы речевого аппарата, развивает их подвижность, физиологическое и речевое дыхание, а также совершенствует певческие данные детей.
– Упражнения на развитие общей моторики улучшают координацию движений.
– Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, которые сопровождаются движениями рук, развивают мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевой слух и память.
– Потешки, трудноговорки и чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков развивают дикцию и четкое произнесение звуков, слуховое внимание и фонематический слух.
– Ритмические игры с музыкальными инструментами помогают развитию музыкальности, чувства ритма, внимания и пространственной ориентации.
– Игры, развивающие словотворчество, расширяют активный словарный запас детей.
– Коммуникативные игры и различные задания на развитие мимических мышц способствуют развитию эмоциональной сферы, мимики, выразительности речи и невербальных реакций, формируют позитивное восприятие мира.
Согласованная работа всех педагогов и родителей является залогом успеха развития детей. Родители могут повторять элементы логоритмических занятий дома с детьми.
Несомненно, логоритмика необходима всем детям, имеющим проблемы с речью: темповая задержка речи, дефекты звукопроизношения, заикание и др. Неоценимую помощь логоритмика оказывает детям с речевым негативизмом, поскольку занятия формируют позитивный настрой к речи и желание общаться со сверстниками и педагогом.
ЛОГОРИТМИКА – это праздник красивой речи для детей, полезный, веселый и увлекательный!